Авто мото статьи - обмен статьями


Японские запчасти. Оформить заявку прямо сейчас

По вопросам связанным с покупкой

пишите будем рады вам помочь.

К закону об ОСАГО претензии у всех.

Федеральный закон РФ от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) вступил в действие с 1 июля 2003 г. С этого времени автолюбители уже не могли поставить или снять с учета автомобиль без полиса ОСАГО. С 1 января 2004 г. законодатели вообще запретили эксплуатацию незастрахованного автомобиля.

Покупая полис, водитель страхует свою гражданскую ответственность перед третьими лицами, ущерб которым будет возмещать страховая организация. Таким образом, автогражданка призвана сформировать систему, гарантирующую всем участникам дорожно-транспортного движения возмещение в случае причинения вреда жизни и здоровью, а также имуществу пострадавших. О том, насколько удачно создается эта система, рассуждает Владимир Гриценко, генеральный директор Страхового дома Восточные Брокеры:

Закон об ОСАГО еще только рассматривался в Госдуме, а споры вокруг него приобрели характер битвы не на жизнь, а на смерть. Противники закона критиковали и оспаривали все, что можно, начиная с неконституционности закона и заканчивая его неприемлемостью тридцатью миллионами российских автовладельцев. Сторонники ОСАГО любили сравнивать Россию с Монголией и еще рядом совсем уж отсталых стран, где нет автострахования, и приводили ужасающую статистику дорожно-транспортных происшествий - десятки тысяч погибших, сотни тысячи раненых, много миллиардные убытки для экономики страны в течение одного календарного года. Надо сказать, немалую долю остроты в эту полемику привносили предстоящие выборы в Государственную Думу. Один из самых рьяных противников закона г-н Похмелкин даже создал партию автомобилистов, попытавшись тем самым привлечь на свою сторону потенциальных избирателей - автовладельцев.

Как обычно бывает в таких случаях, правы оказались и те и другие. С одной стороны, то обстоятельство, что в России нет закона об автостраховании, безусловно, свидетельствовало о незрелости государственной и социальной составляющих общества. Ведь порой даже ущерб в 10-20 тыс. руб. для некоторых достаточно ощутимые затраты, не говоря уже о смерти или получении инвалидности кормильцем семьи. С другой - закон, затрагивающий интересы практически каждой второй семьи такой огромной страны, как Россия, нельзя принимать с той поспешностью, с которой он был принят.

Непонятные тарифы

Неудивительно, что закон об ОСАГО и сегодня, спустя 2 года с момента его введения, справедливо вызывает целый шквал критических замечаний - от размера базового тарифа до размера страховой выплаты.

Возьмем тот же размер базового тарифа. Будучи в свое время руководителем крупной страховой компании, в преддверии принятия закона мы с коллегами прикидывали, что 400-600 руб. с одного автовладельца - это вполне нормальная сумма при ответственности в те же 400 тыс. руб. Но мы предположить не могли, что закон установит такие высокие тарифы, как сегодня. Поражает и то, что не успел документ вступить в силу, как тут же начал муссироваться вопрос о повышении базового тарифа, об убыточности автострахования. С чьей подачи подогреваются страсти - понятно. В доказательство нам приводят цифры, якобы, характеризующие эту страшную убыточность. Но ведь не нами сказано: цифры - лукавая вещь. Есть убыточность по всем видам страхования, а есть убыточность конкретно по ОСАГО.

Так вот, по данным Российского союза автостраховщиков, в 2004 г. страховые компании собрали по ОСАГО 49,291 млрд руб. премии и выплатили 18,505 млрд руб. возмещения. Таким образом, убыточность составила только 37,54 %. Как страховщик могу сказать: очень даже неплохая цифра, совсем не вызывающая беспокойства за судьбу страховых компаний.

К тому же в этом анализе не учтены суммы, возвращенные страховщику по регрессным искам, и те доходы, которые они получили в виде дивидендов на вложенные в депозиты и ценные бумаги свободные денежные средства по ОСАГО.

Уверен, если учесть эти дополнительные доходы, убыточность будет даже приятной. Поэтому, безусловно, размер базового тарифа - это одна из самых важных и до конца не отрегулированных статей действующего закона об ОСАГО.

Предвзятая экспертиза?

Другие положения закона также вызывают озабоченность автовладельцев. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), среди страхователей ОСАГО доля тех, кто считает, что получить страховую выплату очень сложно, составляет 69 %, и это притом, что качество сервиса - важнейший показатель для страхователя, выбирающего себе страховую компанию. В первую очередь автолюбители недовольны большим объемом документов, необходимых страховщику для решения вопроса о выплате, и особенно по мелким выплатам. Хотели бы страхователи видеть и такие изменения в законе. как отсрочка введения системы бонус-малус, введение полиса выходного дня, установление льгот для инвалидов, возможность оформления мелких ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД. Много нареканий вызывает порядок проведения технической экспертизы.

По Правилам ОСАГО техническую экспертизу обязан организовать страховщик в течение пяти дней со дня подачи заявления. Но почему? Где гарантия того, что те экспертные организации, в которые направляет нас страховщик, не прикормлены им и, мягко выражаясь, не допускают неточности в определении суммы страхового возмещения в сторону их занижения. Почему мы ничего не знаем, чем руководствовался страховщик, определяя круг аккредитованных при нем экспертных организаций? Почему страховщики порой беспардонно могут корректировать в сторону уменьшения официальные расчеты экспертных организаций? Почему они могут сами, силами своих специалистов, делать расчет суммы страхового возмещения? Где те независимые эксперты, о которых говорит закон? Наличие подобных вопросов свидетельствует о неглубокой проработке закона.

Безусловно, еще больше неопределенности в решении вопроса о выплате страхового возмещения при причинении вреда жизни и здоровью потерпевших. Так, например, для более точного определения суммы страхового возмещения вам необходимо предоставить справку о заработной плате. Стоит ли дальше продолжать, зная систему оплаты труда во многих фирмах? А всегда ли страхователю выдают квитанции об уплате денег за те или иные лечебные процедуры? В большинстве случаев - нет. А если нет подтверждающего расходы документа - нет и выплаты страхового возмещения. Вообще, в законе нет никакой конкретики, кому и сколько платить за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшего, поэтому страховщики, решая этот вопрос, руководствуются собственными внутрикорпоративными методическими разработками. Оно и понятно: своя рука - владыка.

Достаточно много случаев необоснованного отказа в выплате страхового возмещения. В большинстве своем они обусловлены элементарными ошибками, безответственностью и халатностью специалистов страховой компании. Необходимо помнить - отказ в выплате должен быть обоснован соответствующими ссылками на статьи закона об ОСАГО только в письменном виде. Никаких отказов по телефону, в устной форме, даже если они звучат для вас убедительно, принимать не следует. При малейшем сомнений в законности отказа следует обратиться к специалистам - юристам, адвокатам, страховым брокерам.

Волна критики и понимание того, что права страхователей защищены недостаточно, заставили законодателей подготовить поправки к закону и правилам ОСАГО. Так, Минфин уточнит порядок досрочного расторжения договора, намерен увеличить размер возмещения при причинении вреда жизни и здоровью потерпевших, внесет изменения в порядок выдачи полисов, скорректирует применение коэффициента по мощности двигателя. Обещают даже и это кардинальные изменения ввести упрощенную процедуру

оформления мелких ДТП, т. е.выплаты будут производиться на основании заявления страхователя. Это то, о чем всегда говорили страхователи, и остается только надеяться, что так оно и будет. К слову, хочу обратить внимание уважаемых автолюбителей - изменения улучшают наши с вами права.

И это говорит о следующем:

  1. Не так уж убыточно ОСАГО, как его малюют, раз страховщики пошли нам навстречу.
  2. Нужно активно, сообща и впредь отстаивать свои права, защищать свои интересы.

Только так можно добиться нужных результатов.

Японские запчасти. Оформить заявку прямо сейчас

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru